Эффективные приемы и стратегии, которые помогают продвинуться в освоении английского (иностранного) языка

Каждый из нас может вспомнить какой-нибудь пример собственного обучения, в котором мы испытывали сложности и даже были уверены, что не сможем этому научиться. Маленький ребенок, глядя на то, как взрослые плавают кролем, думает, что он не такой способный и что вообще не умеет плавать. Но, возможно, однажды желание переполняет его, и он идет в море, подыскивает мелководье и пробует... Чаще всего в начале этого пути его подстерегают неудачи, многое не получается. Наш герой смотрит на взрослых и копирует все, что они делают. Однако и это не помогает быстро овладеть необходимыми навыками. С течением времени ребенок может попросить взрослого показать и рассказать, как правильно держаться на воде, как двигать руками и ногами, как при этом дышать. С каждым разом у него начинает получаться все лучше и лучше, и он знает, что, в случае неудачи, взрослый всегда поможет и поддержит его. Позже ребенок удивляется, что за какие-то несколько дней он смог обучиться такому сложному на первый взгляд навыку - плаванию кролем. И он знает, что теперь будет получать удовольствие от плавания не только на мелководье. После того как он больше часа плавал в море на большой глубине, к нему пришла уверенность в том, что он может делать это сколь угодно долго! А еще, возможно, он научит этому своего братика или сестренку, а может быть, и друзей.

В этой метафорической и одновременно жизненной истории мы неявно передали вам смысл того, что вкладываем в понятие "стратегия". Все, что происходило с героем истории, - это его путь по освоению навыка, в данном случае - плавания. А последовательность всех его шагов и внутренних операций - персональная стратегия обучения, в которой можно выделить следующие шаги:

- выработка /принятие цели (внешний пример взрослого);

- мотивация к действию ("чувства переполняли");

- составление предварительного плана действий (смотрел на действия взрослого);

- первые пробы и внешние действия (собственные попытки на мелководье);

- коррекция результатов после действий (сравнение своих действий с внешним примером);

- фиксация результата и получение удовольствия (плавал больше часа, итоговые эмоции).

Большинство успешных стратегий содержат все указанные выше элементы, а неуспешные являются усеченными (некоторые этапы стратегии отсутствуют), что и объясняет низкие результаты обучения в конкретной области. На наших занятиях мы предлагаем специальные упражнения по их выявлению и коррекции в случае необходимости. Вместе с тем за время работы мы накопили значительный "банк" успешных стратегий в области освоения английского языка и некоторые из них предлагаем вам осмыслить. Мы уверены, что психология обучения станет для вас полезным попутчиком! Многие из описанных ниже стратегий были смоделированы нами у людей, которые успешно и в короткие сроки выучили иностранный язык.

В перечень изложенных здесь стратегий и способов (полезные советы) входят:

1. Метастратегия обучения английскому языку.

2. Стратегия запоминания английских слов.

3. Стратегия восприятия английской речи собеседника (аудио- или видеозаписи).

4. Стратегия обучающего просмотра видеофильмов.

5. Стратегия обучающего чтения статей и книг.

6. Микростратегия орфографически грамотного чтения.

7. Стратегия пересказа текста.

8. Стратегия развития "чувства языка".

9. Стратегия обучения грамматике.

Метастратегия обучения английскому языку

- Определите достигнутый уровень компетенции в английском языке.

- Создайте множественную мотивацию.

- Как можно точнее определите результат на определенный период времени: три месяца - полгода - год. Помните, что изучение языка - это постоянно качественно меняющийся процесс, который может сопровождать вас всю жизнь, существенно влияя на вас, и ваши возможности!

- Выявите ограничивающие и поддерживающие ваше обучение убеждения.

- Прочитайте об основных различиях русского и английского языков. Ответьте на вопрос: "Как, по-вашему, должен думать и действовать человек, имея такие отличия от вашего способа коммуникации?"

- Представьте себя носителем языка. Для этого можно отождествить себя с известным вам носителем языка в качестве модели. Как ведет себя этот человек? Что он делает? Каков его голос? Мимика? Имитируйте его поведение и речевые характеристики. Начните с имитации тех фраз, которые вы помните в конкретной ситуации.

- Определите, в каком порядке вам легче и интереснее встроить основные стратегии освоения английского языка. Чаще всего полезно начать с коммуникативных навыков, затем перейти к прослушиванию аудиокассет и просмотру кинофильмов, после чего заняться чтением книг и письмом. Совсем не обязательно двигаться последовательно. Можно понемногу комбинировать все виды деятельности или на различных этапах менять их, двигаться параллельно, прислушиваясь к себе, - обучение должно доставлять удовольствие! Будьте разнообразными!

- Комбинируйте разговорную практику в жизненных ситуациях с обучением. Помните, что обучаться полезно, сразу применяя знания в жизненной ситуации. Создайте множество контекстов для применения английского языка: разговоры с друзьями и знакомыми по телефону, посещение клуба английского языка, ежедневная переписка по Интернету, чтение специальной литературы для работы и т. д. Очень важно, чтобы это было актуально для вас и помогало реализовываться другим целям, например знакомству, научной деятельности, отдыху.

- В соответствии с выбранным вами маршрутом встраивайте микростратегии обучения (см. ниже).

- Создайте вокруг себя "мир английского", и пусть он окружает вас каждый день!

- Найдите баланс между самостоятельным обучением и обучением под руководством опытного преподавателя. Ни одна из крайностей не приводит к быстрым и эффективным результатам.

- На определенном этапе полезно выезжать в страны носителей английского языка. Обращайте внимание на то, как связаны между собой культура, менталитет и язык.

- Выдвигайте реалистичные задачи, умейте радоваться малейшим успехам и одновременно стремитесь к большему, пересматривайте достигнутое, уточняйте формулировку целей на различных этапах, будьте творческими, используйте множество вариантов достижения одной задачи.

Стратегия запоминания английских слов

- Запоминайте распространенные фразы, так как потом можно перейти к значениям отдельных слов (укрупнение/разукрупнение лексических единиц).

- Запомните слова, состоящие из нескольких слов.

- Переходя к запоминанию отдельных слов, начните с запоминания глаголов, рисуйте мыслительные карты и таблицы, выделяя цветом различные закономерности.

- Каждый день выписывайте из словаря 10-15 английских слов, которые интернациональны.

- Запомните слова, которые вошли в нашу повседневную жизнь.

- Создавайте личные ассоциации для запоминания отдельных слов.

Стратегия восприятия английской речи собеседника (аудио- или видеозаписи)

- Настройтесь зрительно на говорящего, отсекая в визуальном пространстве все лишнее, словно выстраивая "коридор" между собой и партнером.

- Обращайте внимание на невербальную коммуникацию: мимику, жесты, движения и т. д.

- Выхватывайте из разговора все знакомые речевые конструкции: слова, идиомы, известные вам фразы и т. д.

- Сразу визуализируйте все воспринятое в отдельные "слайды".

- Опускайте малознакомую или незнакомую информацию, избегайте процесса припоминания, так как на него расходуется дополнительное время.

- Соединяйте отдельные "слайды" в общую картинку, добиваясь понимания и ясности.

- Если в процессе восприятия английской речи запускается внутреннее проговаривание значения английских слов или собственных мыслей, то начните проговаривать ключевые слова или фразы на английском, которые произносил собеседник. Таким образом вы сможете одновременно обогатить и улучшить свой словарный запас.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Если ваш словарный запас очень мал, все равно пользуйтесь этой стратегией изначально. Вы сможете сразу встроить эффективную стратегию и приучить себя мгновенно выделять то, что знаете и понимаете!

Можно начать с проговаривания вслух тех слов/фраз, которые вы знаете, по мере просмотра кинофильма или прослушивания аудиозаписи.

Стратегия обучающего просмотра видеофильмов

- Для начала выберите Любимый фильм, который вы смотрели на русском языке и очень хорошо знаете.

- Включите русские субтитры.

- В процессе первого просмотра проговаривайте вслух интересные для вас фразы, уточняя значение.

- Посмотрите фильм во второй раз, отключив субтитры. Произносите запомненные фразы синхронно с героями.

- Посмотрите наиболее понятные фрагменты фильма без субтитров,

проговаривая мысленно каждую фразу и стараясь совпадать по скорости. Используйте в перерывах между просмотрами отдельные фразы, повторяйте их вслух, подражая героям фильма.

- По мере того как ваша компетентность будет расти, начинайте смотреть незнакомые вам фильмы любимого жанра, проговаривая мысленно только знакомые слова и фразы, сразу схватывая смысл.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Начните просмотр с тех фильмов, которые содержат много простых бытовых диалогов, двигаясь от простого к сложному.

Постарайтесь с помощью этой стратегии встроить английский внутренний диалог, минуя внутреннее проговаривание на русском языке.

Стратегия обучающего чтения статей и книг

- Для начала выберите интересную, простую и известную вам статью/ книгу для чтения.

- Определите, какими темпами оптимально читать, в какой период времени и как долго.

- Вспомните состояние, которое вы испытывали при прочтении самой захватывающей книги. Войдите в это состояние.

- Читайте вслух, красиво артикулируя и получая удовольствие от того, что вы уже многое умеете.

- Некоторые фразы перечитывайте несколько раз.

- Выделяйте ключевые известные вам слова и фразы карандашом.

- Связывайте ключевые слова, догадываясь о смысле всего текста.

- Рассматривайте заголовки, картинки и ключевые слова несколько раз.

- Начиная читать новую часть текста после перерыва, сначала просмотрите предыдущие ключевые слова и фразы. Произнесите их вслух, создавая свою версию в виде короткого рассказа.

- Если незнакомые слова или речевые обороты встречаются в тексте очень часто, то выпишите их и воспользуйтесь словарем для перевода.

- Отмечайте, как по прошествии времени развиваются ваша интуиция и словарный запас.

- После того как прочитаете статью/книгу, прочитайте ее еще раз. Вы удивитесь той разнице, которую обнаружите.

Примечание

Начинайте читать адаптированные тексты, предварительно просмотрев основной словарный запас. Посоветуйтесь с преподавателем в вашем выборе. Читая художественные книги, например Конан Дойля, настройтесь на то, что, скорее всего, вы будете продвигаться от "туманного восприятия к ясности" достаточно длительный промежуток времени. Некоторые книги следует читать 3-4 месяца, постоянно сохраняя интерес и не давая себе уставать.

Микростартегия орфографически грамотного чтения

По мере того как вы продвинетесь в чтении английских текстов, начните отдельно замечать те слова, написания которых вы не знаете, но часто употребляете. На несколько секунд остановитесь в чтении, чтобы представить образ слова, выделяя фрагмент, который требует орфографической зоркости для написания. Некоторые слова следует произнести по буквам.

Стратегия пересказа текста

- Прочитайте текст.

- Переведите то, что вам понятно.

- Выделите в тексте 4-5 смысловых фрагментов.

- В каждом из них подчеркните карандашом ключевые предложения.

- Проанализируйте их грамматику и словарный состав. Воспользуйтесь словарем для дополнительного перевода.

- Составьте свой упрощенный вариант текста.

- Решите, какие новые слова и выражения вам нужно запомнить. Если необходимо, то воспользуйтесь словарем дополнительно.

- Включите новые слова и выражения в рассказ.

- Свяжите полученные предложения в текст и перескажите его по памяти несколько раз.

- Сравните с оригиналом и, если необходимо, дополните свой рассказ красивыми и вводными фразами, чтобы он звучал, как спонтанная речь.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

ДЛЯ развития письма

Очень часто люди в начале обучения ленятся и не любят писать. Это естественно, так как первоначальный смысл языка - в коммуникации, а лишь затем - в накоплении знаний.

У многих трудности письма связаны с тем, что они не помнят написания слов. Чтобы преодолеть первую трудность, полезно просто писать короткие письма каждый день своему знакомому на английском языке. Начало и конец писем, как правило, одинаковые, и, повторяя изо дня в день, вы их быстро освоите. Кроме того, в письмах много одинаковых фраз, поэтому вы будете вынуждены осваивать наиболее распространенную и повседневную лексику, а также простейшие правила грамматики. Уже через 2-3 месяца активной переписки вы увидите, как письмо станет для вас чем-то привычным и легким.

Чтобы справиться со второй трудностью, включите в компьютере проверку орфографии на английском языке. Пробуйте разные варианты написания слов, развивая интуицию и освоение простейших правил словообразования. В сложных случаях используйте электронный словарь, но никогда не копируйте слова, а пишите их, обращаясь к зрительной памяти.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Для легкого обращения со словарем "

Не секрет, что многие люди не любят пользоваться словарем из-за длительного поиска и усложнения процесса перевода текстов. Им общение со словарем кажется чем-то обременительным, в то время как почти все полиглоты в своем арсенале инструментов обязательно имеют множество различных форм взаимодействия со словарями. Сделайте словарь своим первым другом!

- Возьмите словарь и для ускорения процесса общения приведите

его в вид телефонной книги, где каждую букву легко найти по внешней

ячейке.

- Положите словарь на видное место и открывайте его каждое утро.

- Читайте несколько минут в день, запоминая простые слова или их написание.

- Пользуйтесь словарем "English in -ther w-rds", в котором каждое интересующее вас слово объясняется другими английскими словами. Это потрясающе развивает языковую интуицию и пополняет лексику!

Стратегия развития "чувства языка"

Авторы пособия убеждены в том, что чувство языка развивается по мере его освоения. И чем больше будут задействованы личностный опыт, интуиция, догадка, собственная активность человека, чем больше версий и проб, а также эффективных стратегий будет включено в процесс обучения, тем выше будет качество продвижения в освоении языка.

По нашему мнению, "чувство языка" - это комплексная стратегия, в которой мышление неявно использует освоенные правила и закономерности для достижения практических результатов. Поэтому оно в значительной мере связано не с природными задатками человека, а с накоплением практического опыта активного использования языка.

Обратите внимание на следующие рекомендации:

- Осваивая спеллинг, предугадывайте написание слов.

- Осваивая правила словообразования, пробуйте создавать множество собственных слов.

- Читая тексты, не торопитесь сказать, что вы чего-то не понимаете. Сначала сфокусируйтесь на том, что вам известно и ясно. Например, вы можете определить время, ключевой глагол, его форму, части речи и т. д. Такой анализ не только интегрирует усвоенные знания и умения, но и помогает точнее понять смысл предложения.

- Постоянно анализируйте пословицы и поговорки, их внутреннюю

логику, сравнивая с подобными в родном языке.

- При чтении текстов максимально используйте догадку и интуицию.

- При переводе слов обращайте внимание, на что похоже их звучание и что они могут означать в контексте известной информации.

- Формулируйте собственные правила.

Стратегия обучения грамматике

- Многие грамматические конструкции следует выучить как языковые паттерны и использовать их в речи.

- Находите связь грамматических конструкций с родным языком.

- Старайтесь сами выводить формулу грамматических явлений, прежде чем ознакомитесь с ней по учебнику.

- Совмещайте изучение грамматики с практикой разговорной речи. Таким образом произвольное внимание будет направлено на коммуникацию, а непроизвольное - на тренировку грамматических форм.

- Находите изученные грамматические элементы в контексте (тексты, фильмы, аудиоматериалы).

- Для встраивания грамматики английского языка в обучении используйте систему упражнений, где задействованы три системы восприятия (особенно кинестетика всего тела, микро- и макромоторика). Полезно проделать упражнение на Линии времени.

курсы английского языка подготовительные курсы в вуз бухгалтерские курсы публикации
© 2008-2011г Все права защищены nauchimsia.ru