Усиление мотивации к изучению английского языка ("богатый контекст")

Люди склонны откладывать что-либо с настоящего момента до очередного "нового понедельника". Почему так происходит? Мы любим говорить, что желательная цель не равна желаемой! В чем разница? Обычно желательная цель связана с общими позитивными нормами, которые приняты в семье, профессиональной группе, обществе в целом. Все знают, что владеть английским языком - это хорошо, но все мало что делают для обучения и уж тем более для самообучения. А желаемая цель - это такая цель, с которой вы мощным образом соединены и не выполнить которую не можете. Наши определения, приведенные здесь, конечно же, нельзя назвать строго научными, они служат лишь общим направлением мышления.

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно бездействует, проявляет длительную настройку и пробуксовку.

Каждый из нас наверняка может припомнить такой момент, когда мы что-то не хотели делать, а потом были счастливы и довольны полученными результатами. И уже в другой раз именно эти результаты становились своего рода "гирьками" на весах мотивация-антимотивация, переполняющими чашу и пробуждающими активность.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность? После рассмотрения некоторых общих вопросов, связанных со структурой мотивации, мы перейдем к конкретным технологиям, помогающим усилить "внутреннюю энергию" своей деятельности!

1. Мотивация непосредственно порождается эмоциями и эмоциональными состояниями. Именно эмоции обусловливают наше стремление или отвращение к любой деятельности, "включают" активность. Именно в эмоциях в конечном итоге проявляются все внутренние мотивы, являющиеся спусковым механизмом для действий. С точки зрения эмоций мотивацию можно подразделить на позитивную и негативную (не надо путать с антимотивацией). Позитивная мотивация накапливает позитивные эмоции, и когда их интенсивность становится большой (существует индивидуальный порог для каждого человека), то нужно переходить к действиям. Например, внутренний механизм микростратегии следующий: вижу себя на международной конференции как говорящего на английском, испытываю позитивные чувства, говорю себе, что это здорово и что пора начать обучение; представляю, как читаю учебник, иду к книжному шкафу и беру книгу. Негативная мотивация обычно организована по такой же схеме, с той лишь разницей, что человек рисует в своем воображении негативные картинки будущих событий, которые расстраивают его до такой степени, что он больше не может их выносить. Например, в упрощенном виде это выглядит так: вижу, как смешно и глупо выгляжу на международной конференции без знания языка; говорю себе, что это ужасно; чувствую, что это меня расстраивает еще больше, и терпеть больше не могу, иду за книгой. Несколько слов об антимотивации. До действий позитивной и негативной мотивации дело может вообще не дойти, если человек накапливает множество негативных эмоций различного рода о предмете деятельности. Например, после конфликта с преподавателем негативные эмоции переносятся на само обучение и предмет "английский язык", поэтому эмоции от неудач, насмешек друзей и коллег относительно произношения и т. п. могут быть сильнейшим источником отвращения к обучению!

2. Мотивация зависит от знания того, как учиться, и обратной связи по ходу обучения. Неясность в представлениях "о маршруте движения" порождает отрицательные эмоции и неуверенность, а собственная реакция на ошибки приводит к закреплению этих негативных эмоций. И наоборот, четкая формулировка цели, умение подкреплять свое состояние любыми, даже очень маленькими, успехами повышает активность.

3. Мотивация связана с целями людей. Человек - существо рациональное и иррациональное одновременно. С точки зрения внутренней экономии психических сил, временных и энергозатрат люди мотивируют себя только значительными целями! Спросите себя, на что у вас всегда найдется время? И вы быстро заметите, что в этот список попадет либо то, что доставляет вам удовольствие и имеет для вас автоматическую мотивацию и для реализации чего почти не требуется делать что-то особенное) либо цели, которые суперценны для вас!

4. Сердцем мотивации является иерархия ценностей и убеждения. Если мы верим, что можем достичь большего с помощью чего-либо, то данный предмет становится для нас очень актуальным. И наоборот, если мы не верим в собственные силы, то это один из самых мощных источников антимотивации. Ограничивающие убеждения становятся своего рода воротами, шлагбаумом, через который ничто не проникает, если это расходится с их логикой и установленными правилами. Убеждения кристаллизуются вокруг системы ценностей человека, создавая в свою очередь систему личных правил о себе и мире вокруг. Именно ценности отличают нас от других людей. Благодаря им мы получаем возможность так или иначе самореализоваться. Задумайтесь: зачем вы хотите освоить английский язык? Какая ценность в большей степени скрывается за целью обучения? Может, это развитие, деньги, творчество, общение, успех, уважение, профессионализм или что-то еще?

5. Мотивация определяется личностным своеобразием и социальными ролями человека. Задумывались ли вы, почему полиглоты осваивают так много иностранных языков? Традиционный ответ - природная одаренность или развитие сверхспособностей. В этом заключается не самая главная часть правды. Наше общение с некоторыми из них убедительно показывает, что освоение нового языка для полиглота - самое лучшее проявление его уникальности, профессиональное самоопределение, а часто и смысл длительного периода его жизни. Многие из них сделали освоение языков собственным хобби, профессией, стилем жизни, удовольствием - тем, без чего они как индивидуальности не существуют. Многие из полиглотов согласны изучать языки и тратить на это время, даже если у них не будет элементарных средств к существованию. Большая часть их личного и профессионального времени - увлекательное путешествие в мир собственных стратегий, различных культур, самопознание и соревнование с собой (других подобных соперников просто не бывает). Изучение языков - это их способ самореализации в жизни. Часто национальная самоидентификация тесно связывается со знанием языка данной культуры. В некоторых билингвальных семьях, где, например, отец русский, а мать татарка, дети хорошо владеют двумя языками. Это происходит не только за счет того, что в этих семьях используется эффективная стратегия обучения, но и потому, что ребенок отождествляет себя и с отцом, и с матерью, а оба языка на уровне бессознательного убеждения (импринта) считаются родными и равнозначными, становясь частью личной самоидентификации.

курсы английского языка подготовительные курсы в вуз бухгалтерские курсы публикации
© 2008-2011г Все права защищены nauchimsia.ru