Т.О.Т.Е. - модель эффективной реализации своих целей

Итак, аббревиатура Т.О.Т.Е. означает

Т1 (Тест) - мотивация, формулировка цели и критерии ее достижения;

О (Операции) - конкретные шаги, операции и действия по достижению цели;

Т2 (Тест процесса) - сравнение производимых действий с критериями ее достижения;

Е (Выход) - принятие решения о прекращении процесса реализации цели и фиксация результата.

Для успешного овладения английским языком в начале обучения важно четко определить первый рубеж роста, или планку, которую вы хотите достичь.

Мы называем это Тестом 1 (Testl).

Tl - как звучит ваша цель

Например:

- Свободно веду семинары на английском языке.

- Свободно общаюсь с иностранцами.

- Читаю и понимаю книги без словаря.

- Понимаю фильмы на английском языке.

- Хорошо знаю английскую грамматику, чтобы помочь ребенку в школе.

- Читаю технические тексты.

Помните: чем конкретнее вы сформулировали цель, тем больший шанс она имеет на реализацию. С психологической точки зрения это означает следующее:

- Важно, чтобы цель была позитивно сформулирована. "Я не хочу медленно говорить" следует заменить на "Хочу говорить на английском языке с иностранцами примерно с такой скоростью, как на родном языке".

- Необходимо, чтобы достижение цели максимально зависело от ваших усилий и ресурсов (ваши действия, время, позитивные состояния, финансы и т. д.).

- Цель легко представляется в образах, она хорошо звучит, имеет поведенческие характеристики (действия) и чувственную составляющую (мотивирует). Поэтому в ее формулировке используются конкретные глаголы: "Хочу хорошо знать язык" должно быть заменено на "Говорить-Слышать... Понимать...".

Дополнительная проверка. Закройте глаза и представьте свою цель. Как она выглядит, как и что вы делаете, что говорят другие, что вы говорите себе? Нравится ли вам то, что вы представили?

- Цель должна быть уместной. Нужно ли ее реализовывать сейчас? Насколько это актуально? Может быть, есть что-то более важное? Пока вы не решите подобные вопросы, возможно, что-то будет вас удерживать от активных действий. Каковы точные границы результата? Вы собираетесь научиться говорить на бытовые темы или стать синхронистом? Где границы ваших достижений?

- Полезность цели для вас и вашего окружения. Что она дает вам лично? Что большее вы получите? Только ли это позитивно? Есть ли негативные последствия? Например, может быть, вы слишком много времени собираетесь провести за обучением и это повредит вашему финансовому благосостоянию? Пока вы не решите вопросы внутренней экологии, вы не сможете получить нужное "ускорение" и удовлетворенность от процесса достижения цели.

Прочитав все вышеизложенное, сформулируйте свою цель так, чтобы в ее определении были учтены ответы на все эти вопросы. Вложив в это свое время и усилия, вы получите огромный прирост в виде мотивации, позитивных эмоций, определенности и выверенности критериев.

Как только вы определились с целью, необходимо понять, что вы будете делать для ее достижения.

В модели Т.О.Т.Е. это называется Операциями (-perati-ns).

О - что для вас значит обучаться английскому языку?

Чтобы дойти до цели, надо идти. О. Бальзак Например:

- Посещать курсы английского языка.

- Читать адаптированную литературу.

- Читать книги в оригинале.

- Смотреть учебные фильмы на английском языке.

- Смотреть мультфильмы, художественные фильмы на английском языке.

- Выполнять домашние задания, заданные преподавателем.

- Заниматься английским языком с преподавателем.

- Общаться на английском языке с иностранцами, друзьями, коллегами.

Сначала напишите возможные действия, а затем постарайтесь выстроить их в наиболее эффективную последовательность.

Через некоторое время после обучения происходит следующее сравнение: чему вы уже научились - Тест 2 (Test 2) с желаемым результатом - Тест 1 (Test 1). На этом этапе могут встретиться трудности и ситуации, требующие разрешения. Как бы вы хотели на них реагировать?

Т2 - как вы узнаете, что движетесь в выбранном направлении?

Например:

- ЕСЛИ Я говорю на английском языке больше 10 минут, в теле могут быть какие-то особенные ощущения комфорта.

- Понимаю фильмы на английском языке на 30-50%.

- В первый раз в жизни смело объяснял что-то иностранцу.

- Начал(а) читать и понимать простые адаптированные тексты на английском языке.

- Коллеги по работе сказали, что мой английский стал лучше.

- Стал(а) отвечать на звонки иностранцев по-английски.

На этом этапе вы принимаете решение - заканчивать процесс продвижения к намеченной цели или продолжить его. Если цель достигнута, то можно переходить к достижению следующей планки изучения английского языка, которую вы для себя определяете сами.

Например, если первая ваша цель Т1 - научиться читать адаптированную английскую литературу, то, возможно, следующая планка - это научиться читать неадаптированную английскую литературу. Если вы не достигли цели, то можно ее преобразовать или изменить способы ее достижения, сделать ее более конкретной.

Итак, заключительный этап называется Выход (Exit) - Е.

Е - как вы поймете, что достигли результата?

Например:

- Начну думать по-английски.

- Иностранец скажет, что я хорошо говорю по-английски.

- Начну понимать людей, которые говорят по-английски.

- Проведу семинар на английском языке.

- В течение часа смогу общаться по-английски с носителем языка.

- Посмотрю художественный фильм на английском языке и пойму содержание на 70-80%.

- Смогу вести переговоры на английском языке.

- Смогу легко отвечать на телефонные звонки клиентов.

Перед тем как начать обучение, предлагаем вам заполнить простой тест для самоанализа вашей компетенции "Колесо успеха".

При изучении иностранного языка для самостоятельного контроля овладения теми или иными навыками мы рекомендуем использовать метод, который называется "Колесо успеха". Например, начав обучение на курсах, участники по десятибалльной шкале оценивают свои навыки (если они были) по каждому виду деятельности. 10 баллов - предполагаемая планка, которую они хотят достичь, например, через один или три месяца обучения. Затем учащиеся соединяют между собой все точки, которые они поставили на прямых линиях. Получилось колесо, которое необходимо усовершенствовать. Учащиеся могут наглядно видеть те области, на которые нужно обратить больше внимания, для того чтобы колесо имело как можно более правильный вид.

Нам нравится следующая метафора: колесо по дороге жизни катится успешно, если оно имеет ровную и округлую форму! У некоторых людей оно почему-то квадратное! Может быть, поэтому и такой угловатый успех?

курсы английского языка подготовительные курсы в вуз бухгалтерские курсы публикации
© 2008-2011г Все права защищены nauchimsia.ru