Круг обучения

Круг обучения - это модель, раскрывающая этапы успешного обучения. Ознакомившись с ней, вы поймете собственные механизмы обучения и сможете их оптимизировать. А если вы преподаете, то ее знание позволит сознательно учесть естественные механизмы обучения в вашей образовательной технологии, независимо от того, есть она у вас, по вашему мнению, или нет.

Бессознательная некомпетенция: я не знаю, что я не знаю

В этом сегменте круга люди практически ничего не знают о том, как устроено обучение английскому языку. Для того чтобы запустить процесс обучения, слушателей необходимо познакомить с тем, что им предстоит узнать и какими навыками овладеть.

Еще до начала обучения у многих складывается ошибочное представление о том, как учатся английскому языку: например, если научиться читать по-английски, то одновременно обучаешься говорить, а если научиться говорить, то одновременно обучаешься понимать английскую речь на слух, или если у тебя большой словарный запас, то этого достаточно, чтобы начать разговаривать. И через десять лет тщательных занятий по переводам различных текстов человек никак не может понять, почему он не говорит. Поэтому многие слушатели с удивлением узнают, что основное внимание необходимо уделять тренировке тех навыков, приобретение которых и является целью обучения. Например, если вы хотите научиться грамотно говорить по-английски, то одновременно с изучением грамматики большое внимание следует уделять разговорной практике. Если же вы хотите легко понимать английскую речь, то необходимо смотреть фильмы, слушать аудиокассеты и, если есть возможность, общаться с "носителями языка".

Так, в процессе обучения вы постоянно будете узнавать те стороны английского языка, о существовании которых раньше и не подозревали.

Сознательная некомпетенция: я знаю, что я не знаю

Это следующий сегмент круга обучения. При обучении, например, грамматике преподаватель знакомит вас со структурой английского языка, с грамматическими явлениями, которые впоследствии предстоит тренировать. Вы изучаете теорию, но у вас еще нет необходимых навыков, для того чтобы использовать полученные знания. Как показывает практика, на этом этапе многие учащиеся, познакомившись с каким-нибудь новым правилом, например с образованием таких английских времен, как Present Simple и Past Simple (настоящее простое и прошедшее простое времена), считают, что теперь они должны легко их использовать в речи, и расстраиваются, если с определенного момента это не получается. Или, познакомившись с новым звуком, считают, что сразу должны произносить его правильно. Здесь могут возникнуть различные ограничивающие убеждения о собственной способности к языкам, о плохой памяти и т. д.

Важно понимать, что для эффективного обучения сразу после знакомства с ключевым содержанием знаний необходимо перейти к третьему этапу обучения - тренировке и применению знаний, которые эффективнее всего осуществляются в рамках специально организованного занятия - тренинга. В худшем варианте этот этап называют "зубрежкой".

Сознательная компетенция: я знаю, что я знаю

Это этап практики, тренировки и применения знаний. По-английски мы называем его "Experience and drill" (опыт и тренировка). Чтобы овладеть какими-нибудь навыками, необходимо практиковаться. Для этого существуют разного рода упражнения, при выполнении которых происходит концентрация внимания на изучаемом навыке. Например, при тренировке глагола t- be с личными местоимениями вы можете начать вспоминать, какую его форму поставить после местоимения he, а какую - после they. Или, практикуясь в разговорной речи, можете задуматься, как по-английски будет звучать то или иное слово. В этом сегменте круга применение полученных знаний еще не доведено до автоматизма (умение не превратилось в навык) и постоянно происходит процесс вспоминания изученного. Чем больше практики, тем быстрее сокращаются промежутки концентрации внимания, постепенно переходя в следующий этап обучения.

Бессознательная компетенция: я не знаю, что я знаю

В этом сегменте круга навыки уже доведены до автоматизма и вы не задумываетесь над тем, как сказать то или иное слово, с каким предлогом или артиклем его употребить. Также многие звуки уже произносятся правильно, как бы сами собой, и вы начинаете замечать, что думаете на английском языке.

Но на этом этапе обучение не прекращается, так как вам предстоит познакомиться с новыми элементами иностранного языка, о существовании которых вы даже не подозревали. И вы возвращаетесь в область бессознательной некомпетенции. Поэтому и говорят, что иностранный язык можно учить всю жизнь. Важно, чтобы вы могли регулировать планку достижения тех или иных навыков, то есть переходить от одного этапа обучения к другому.

Обычно академическое обучение предполагает следующий маршрут перемещения из одного сегмента в другой: 1->2->3->4. Такой подход является основательным и сознательно управляемым, но при этом долгим и иногда скучным.

В процессе наших тренинговых занятий мы любим менять последовательность обучения: 4->3->2->4, 4->2->3->4 и т. д. Тогда в процессе обучения группа переходит из одного учебного состояния к другому, например от любопытства к интересу, затем - к озарению, открытию и в итоге - к удовлетворению!

курсы английского языка подготовительные курсы в вуз бухгалтерские курсы публикации
© 2008-2011г Все права защищены nauchimsia.ru